МБОУ «СОШ № 4 им. Ф.И. Толбухина» г. Симферополя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени маршала Ф.И. Толбухина» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
МБОУ «СОШ № 4 им. Ф.И. Толбухина» г. Симферополя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени маршала Ф.И. Толбухина» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Профориентационная работа в начальных классах в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО
Вопрос выбора профессии перед выпускником школы стоит всегда, а сейчас он становится особо актуальным.
Жизнь не стоит на месте: развивается и меняется современное производство, каждый год появляются новые технологии, человек ищет новый подход к жизни, к решению жизненных проблем, а значит, исчезают старые профессии, претерпевают изменения существующие, появляются новые. Как найти себя? Как не потеряться? Как научиться шагать в ногу.
Обычно, вопросы, связанные с профориентацией, поднимаются в выпускных классах. Не поздно ли это? Наверное, поздно. Есть опасения случайного выбора выпускником учебного заведения, а значит и профессии.
Работу по профориентации надо начинать с детского сада и начальной школы. Введение ФГОС в начальной школе позволило открыть в рамках внеурочной деятельности множество кружков, секций, занятий, в которых обучающиеся получают возможность проявить себя.
Новизна проекта заключается в комплексном решении задач по ранней профориентации обучающихся.
Цель проекта: «Создание организационно-педагогических условий для ранней профориентации младших школьников согласно требованиям ФГОСС».
Задачи проекта:
1.Создать организационные условия для активной, творческой деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках ранней профориентационной работы.
2.Осуществить учебно-методическое сопровождение проекта по профориентационной работы в начальной школе: разработать учебные пособия для обучающихся 1-4 классов, программы;
3.Способствовать формированию осознанных представлений о мире труда и профессий;
4.Развивать и укреплять социальное партнёрство сетевого взаимодействия с организациями города и Республики Крым в вопросах профессиональной ориентации школьников. Осуществить анализ, изучение и обобщение опыта по теме исследования
Этапы реализации проекта:
1 этап (2020-2021 уч. г.)
Диагностика состояния профессиональной готовности педагогов к работе в новых условиях. Анализ опыта проектной работы. Обсуждение с педагогическими работниками возможности участия в исследовании. Проведение семинаров для учителей начальных классов. Пилотная апробация отдельных педагогических приемов, методик. Разработка программы и учебного пособия для обучающихся 1-х классов.
2 этап (2021-2022 уч. г.)
На этом этапе будут реализованы задачи проекта, осуществлен обмен опытом, проведен мониторинг прогресса каждого ребенка и мониторинг эффективности проекта. Установить социальное партнёрство сетевого взаимодействия с организациями города и Республики Крым в вопросах профессиональной ориентации школьников, разработаны программы и учебное пособие для обучающихся 2-х классов.
3 этап (2022-2023 уч. г.)
Продолжить реализацию основных задач проекта, осуществить обмен опытом, провести мониторинг прогресса каждого ребенка и мониторинг эффективности проекта. Продолжить социальное партнёрство сетевого взаимодействия с организациями города и Республики Крым в вопросах профессиональной ориентации школьников, разработать программы и учебное пособие для обучающихся 3-х классов. Оформить кабинет по ранней профориентации обучающихся.
4 этап (2023-2024 уч. г.)
Проанализировать, обобщить и скорректировать отдельные подходы; составить методические рекомендации для педагогов начальных классов по внедрению проекта в образовательные организации города и Республики Крым. Разработать программы и учебное пособие для обучающихся 4-х класс. Издать разработанные пособия.
Разработка учебных пособий и программ
На основании приказа управления образования от 03.06.2019 г № 396 «О проведении Муниципального конкурса программ внеурочной деятельности «Моя идея» считать победителем в номинации «Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов Козыреву А.С., автора программы «Много есть профессий разных»
1.Учебное пособие для обучающихся 1-х классов общеобразовательных организаций «Много есть профессий разных» Автор-составитель – А.С. Козырева – разработано.
2.Учебное пособие для обучающихся 2-х классов общеобразовательных организаций «Много есть профессий разных» Автор-составитель – А.С. Козырева – разработано.
3.Учебное пособие для обучающихся 3-х классов общеобразовательных организаций «Много есть профессий разных» Автор-составитель – А.С. Козырева – разработано.
4.Учебное пособие для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций «Много есть профессий разных» Автор-составитель – А.С. Козырева – разработано.
(решение Ученого совета Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым
«Крымский республиканский институт постдипломного педагогического
образования» 2018 год (выписка из протокола от 17.05.2018 г).
1.Одобрить учебное пособие.
2.Рекомендовать автору представить учебное пособие на рассмотрение коллегии МОНиМ РК.
Участие в профессиональных конкурсах, семинарах, конференциях
В 2019 году в конкурсе на лучшее внеурочное занятие по профориентации Козырева А.С. была отмечена Дипломом победителя в Муниципальном этапе конкурса в номинации «Лучшее внеурочное занятие» и стала победителем восьмого городского фестиваля уроков «Петербургский урок-2019», организованном Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования.
В марте 2021 года Яремчук А.К., учитель начальных классов МБОУ «СОШ 4 им. Ф.И. Толбухина» г. Симферополя стала призёром муниципального этапа конкурса в номинации «Лучшее внеурочное занятие», представив на конкурс разработку занятия для 4-го класса по ранней профориентации.
2021 г. ГБОУДПО РК КРИППО. Республиканский семинар — практикум
«Профессиональное самоопределение как компонент становления личности.
Время выбирать профессию».
ФИО участника: Козырева А.С., заместитель директора по УВР, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, автор-разработчик
проекта «Организация профориентационной работы в начальных классах в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО».
2021Г. Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в педагогике начальной школы». Пленарное заседание. Выступление
ФИО участника: Козырева А.С., заместитель директора по УВР, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, автор-разработчик
проекта «Организация профориентационной работы в начальных классах в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО».
Перспективы проекта:
-увеличение доли обучающихся, имеющих повышенный уровень предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с ФГОС;
-овладение обучающимися навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
-повышение профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности педагогических работников ОУ;
-обеспечение педагогического сопровождения процесса профориентационной работы в начальной школе: издание учебных программ, пособий для обучающихся 1-4 классов «Много есть профессий разных»;
-использование опыта работы по данному направлению в образовательных заведениях Республики Крым.