МБОУ «СОШ № 4 им. Ф.И. Толбухина» г. Симферополя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени маршала Ф.И. Толбухина» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Социально-психологическая служба

С 03.04 по 07.04. в нашей школе  проводилась  Неделя инклюзивного образования.

Цель: формирование позитивного отношения у родителей и детей к инклюзивному образованию, воспитание толерантного отношения у детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.

Мероприятия  проходили под девизом: «Мы разные, но права  у нас равные!»

Все проводимые мероприятия привлекают внимание к необходимости инклюзивного образования, способствуют нравственному и духовному развитию детей, формированию атмосферы дружбы, зарождению чувства любви, доброты и сострадания к больным детям, которые так нуждаются во внимании и заботе. Активное участие в проведении Недели инклюзивного образования принимали студенты КИПУ.

docx
С 03.docx
docx
Кризисные состояния у детей и подростков виды, признаки, помощь.docx
docx
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.docx

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Суицид –осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70% до 75% тем или иным образом раскрывает свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что ¾ тех, кто совершает самоубийства, до этого, по какому-либо поводу, в течении ближайших месяцев, посещают врачей, общаются с любимыми друзьями, психологом. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

Группа риска подросткового суицида

— пережившие утрату близкого значимого человека;

— употребляющие алкоголь, наркотики, ПАВ;

— принадлежащие к молодёжным субкультурам (ЭМО, ГОТЫ);

— признанные находящимися в СОП;

— пережившие травматическую ситуацию;

— нарушены отношения со сверстниками;

— нарушены отношения с родителями;

— отличники, к которым предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.

 

— Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.

— Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.

— Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в периоде полового созревания.

 

Виды суицида:

Истинный.

 Демонстративный суицид (попугать).

 Скрытый суицид (суицидально обусловленное поведение – занятия экстремальным спортом, рисковая езда на автомобиле, алкогольная или наркотическая зависимость.

 

Мотивы суицидального поведения детей и подростков:

1.Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

  1. Действительная или мнимая утрата любви родителей.

  2. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

  3. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия.

  4. Боязнь позора, насмешек или унижения.

  5. Страх наказания.

  6. Любовные неудачи, беременность.

  7. Чувство мести, злобы, протеста.

  8. Желание привлечь к себе внимание.

  9. Чувство безнадежности.

  10. Множественные проблемы, все глобальные и неразрешимые.

  11. Желание наказать обидчика.

  12. Депрессивные состояния.

 

Причины суицидального поведения детей и подростков

Нарушение детско-родительских отношений.

Конфликты с друзьями или педагогами (как последняя капля, толкнувшая к суициду, но основная причина №1)

Прессинг успеха (страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех)

Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков

(самоубийца вызывает сочувствие, а не презрение)

Самоубийство фанатов после смерти кумира (имеют часто массовый характер).

Вербальные (речевые) ключи:

        Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить».

     Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».

    Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

 

Поведенческие ключи:

     Отчаяние и плач.

     Повторное прослушивание грустной музыки и песен.

     Нехватка жизненной активности.

     Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).

     Повышение или потеря аппетита.

     Вялость и апатия.

     Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.

     Уход от обычной социальной активности, замкнутость.

     Приведение в порядок своих дел.

     Отказ от личных вещей.

     Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.

     Суицидальные попытки в прошлом.

     Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.

     Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.

     Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.

     Скудные планы на будущее.

     Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.

 

Рекомендации по оказанию поддержки ребенку, имеющему признаки суицидального риска

 

не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

 доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

 не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

 сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

 говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

 постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью (психолог, психотерапевт и пр.)

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СОСТОЯНИЕМ И ПОВЕДЕНИЕМ

УЧЕНИКОВ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

 

Карта позволяет выявить тревожные симптомы в состоянии учащихся, свидетельствующие о психофизическом напряжении и недостаточной адаптации к школе. Карта заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели.

 

Дата _________________________________________________________

Фамилия, имя ребенка __________________________________________

класс _________________________________________________________

Возраст ребенка _______________________________________________

 

Критерии оценки:

0 – симптомы отсутствуют;

1 – слабо выражены, отмечаются изредка;

2 – умеренно выражены, наблюдаются периодически;

3 – ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.

 

№  п.п.

Поведение учащегося

 

Оценка в баллах

1

Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает

 

2

У школьника быстро нарастает утомление, истощение; он становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя

 

3

На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем

 

4

На контрольных работах (или перед ними) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными. В процессе выполнения работы не понимает задания,

задает много вопросов, делает простые ошибки в заданиях

 

5

В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не «удерживает» ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяснения. При выполнении задания задает много вопросов

6

На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо повторить замечание несколько раз или держать его за руку)

 

7

Приходит в школу неподготовленным, постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.)

 

Суммарный бал

 

Интерпретация результатов.

Сумма баллов до 7 свидетельствует о том, что эмоциональное состояние ребенка стабильно и не вызывает тревоги.

 При суммарном балле от 7 до 14 следует обратить внимание на проблемы школьника, проанализировать режим его работы, нагрузку, трудности.

При суммарном балле от 14 до 21 необходимо обратить внимание на состояние здоровья ученика; нормализовать режим; снять дополнительные нагрузки; проанализировать состояние ребенка вместе с родителями, психологом, наметить программу помощи.

При неоднократном заполнении карт в течение учебного года их данные сопоставляются как в отношении каждого ребенка, так и по обобщенным показателям класса, например по количеству детей, имеющих суммарные баллы до 14, от 14 до 21, более 21.


ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

 (из выступления на родительском собрании для первоклассников)

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Первого сентября Ваш ребёнок стал первоклассником. Первый год учёбы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного. Мы, взрослые — и учителя, и родители, — думаю, хотим одного: чтобы школьная жизнь ребёнка была наполнена положительными эмоциями. Для этого важно создавать для него комфортные условия и поддерживать у ребёнка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Быть родителями первоклассника непросто.

Обычно от поступления ребёнка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что первого сентября малыш, как по волшебству, изменится, станет настоящим учеником.

Но, что же происходит в реальности? И второго, и третьего, и десятого сентября он остаётся тем же вчерашним дошкольником. Ребёнок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления.

Нам важно понимать: невозможно стать школьником в один момент. Адаптация ребёнка к школе — это процесс длительный и сложный. Первое время он находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста.

Важно помнить, что ребёнок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что его не нужно осуждать за интерес к игрушкам. Если мы активно поощряем его учебную деятельность, важно поддерживать и его игровую инициативу. Усиление интереса к игре помогает первокласснику снять напряжение. Игровая деятельность с возрастом сойдёт на нет, но если стараться её искоренить, то это не принесёт ребёнку никакой пользы.

Большинство детей идут в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно поддерживать в них это желание. Укрепляя учебную мотивацию ребёнка, Вы, родители, постарайтесь каждый день искренне интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите:

«Что сегодня было самое интересное?» или

«Что нового ты сегодня узнал?»,

«Чем вы занимались на уроке литературного чтения?»,

«Что весёлого было на уроке физкультуры?»,

«В какие игры вы играли?»,

«С каким настроением ты вернулся из школы? Почему?»,

 «С кем ты подружился в классе?» и т.п.

Чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах малышу необходимо ощущение собственной успешности, поэтому в первое время ему особенно важно поощрение. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не самого ребёнка, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности.

Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребёнка похвалить. В этом случае нужно постараться найти что-то такое, что у него хорошо получается, пусть это всего лишь «крючок» из прописи.

В школе ребёнок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Для многих детей это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие отметки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому отметки, которые получает ребёнок, ни в коем случае не должны влиять на Ваше мнение о нём и на Ваши к нему чувства. Важно помочь ему понять: иногда у него что-то не получается, но при этом он сам не становится плохим.

Школьная жизнь — это не только радостные моменты. Иногда ребёнок бывает грустным, рассерженным, обиженным на школу, учителя, одноклассников. Постарайтесь дать ему возможность выразить свои негативные чувства. Первокласснику необходимо наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы тем самым поможем ребёнку освободиться от гнетущих мыслей и чувств.

Начало обучения в школе для малыша – это, прежде всего, большие нагрузки. Школьный режим для него внове. Первоклассник становится раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения — признак переутомления.

В связи с этим, прежде всего, рекомендуется создать для ребёнка щадящий режим. Сохранить дневной сон, ограничить просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером. Хорошо помогают снять напряжение бег, подвижные игры, плавание.

 

ПАМЯТКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА

1) Для ребёнка что-то не уметь и что-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать.

2) Старайтесь не сравнивать ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим.

3) Старайтесь не сравнивать мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

4) Важно понимать и принимать, что Ваш ребёнок будет учиться в школе не так, как когда-то учились Вы.

5) Постарайтесь не ругать ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Прошу Вас только положительно оценивать учёбу Вашего малыша, даже если Вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

6) Постарайтесь проявлять к ребёнку максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит Вам самое сокровенное.

7) Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребёнка!

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Если Вы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребёнок успешно учился в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

  • брать в школу всё необходимое;

  • правильно и быстро готовиться к уроку;

  • здороваться с учителями и детьми;

  • отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;

  • слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;

  • просить о помощи, если что-то не получается;

  • заниматься одним делом долгое время;

  • правильно реагировать на замечания;

  • устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Успешная учёба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому я буду рада видеть Вас в школе с вопросами, предложениями и пожеланиями.

Педагог-психолог  Субботина Н.С.

docx
Отчет о проведении Недели инклюзивного образования.docx


Голос доверия

В рамках мероприятий к 10-летию Детского телефона доверия и привлечения внимания к актуальной проблеме кибербуллинга среди подростков Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провел всероссийские акции, в которых приглашает поучаствовать офлайн всех желающих:

— ток-шоу «Голос доверия»

— юмористическое ток-шоу «Семья вверх тормашками» https://telefon-doveria.ru

— психологическая онлайн-игра «В поисках Башни» https://telefon-doveria.ru/vpoiskahbashni/

рекламная кампания «Слова тоже ранят» https://fond-detyam.ru/detskiy-telefon-doveriya/reklamno-informatsionnye-materialy/

Как сохранить эмоциональное благополучие наших детей

Прямо сейчас в наших домах разворачивается молчаливая трагедия, затрагивающая самое дорогое, что у нас есть: наших детей. Наши дети находятся в ужасном эмоциональном состоянии. Более того, за последние 15 лет статистика психических расстройств у детей ужасает:

* каждый пятый ребёнок имеет расстройства психики;

* распространённость синдрома дефицита внимания выросла на 43%;

* распространённость подростковой депрессии выросла на 37%;

* частота самоубийств среди детей 10–14 лет выросла на 200%.

Что ещё нам нужно, чтобы посмотреть правде в глаза?

Нет, улучшение диагностики, не единственная причина!

Нет, они не все рождаются такими!

Нет, это не только вина школы и системы!

Да, как это было бы не приятно признать, во многих случаях МЫ, родители, являемся способствующим фактором многих из проблем наших детей!

Научно доказано, что мозг обладает способностью к перепрограммированию через окружающую среду. К сожалению, образом жизни и стилем воспитания, которые мы предоставляем нашим детям, мы программируем их мозг в неправильном направлении и способствуем трудностям в повседневной жизни.

Да, есть и всегда были дети, рожденные с ограниченными возможностями, и, несмотря на все усилия их родителей по обеспечению сбалансированной среды и воспитания, эти дети продолжают иметь трудности в повседневной жизни. Это НЕ те дети, о которых я говорю в этой статье.

Я говорю о многих других, чьи проблемы в значительной степени определяются факторами окружающей среды, которые родители, с их самыми лучшими намерениями, предоставляют своим детям. Исходя из моего опыта, как только родители меняют свою точку зрения на воспитание детей, их дети меняются.

 В чём проблема?

Современные дети лишены основ здорового детства, таких как:

* Эмоционально доступные родители.

* Чётко очерченные границы и наставления.

* Обязанности.

* Сбалансированное питание и достаточный сон.

* Движение и свежий воздух.

* Творческие игры, общение, свободное времяпровождение.

Вместо этого дети имеют:

* Отвлечённых родителей.

* Балующих родителей, которые позволяют детям всё.

* Ощущение, что им все должны.

* Несбалансированное питание и недостаточный сон.

* Сидячий домашний образ жизни.

* Бесконечную стимуляцию, технологические забавы, мгновенное удовлетворение.

Разве можно воспитать здоровое поколение в таких нездоровых условиях? Конечно нет!

Человеческую природу обмануть невозможно: без родительского воспитания не обойтись! Как мы видим, последствия ужасны. За потерю нормального детства дети расплачиваются утратой эмоционального благополучия.

 Что делать?

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми и здоровыми, нам надо проснуться и вернуться к основам. Ещё не поздно!

Вот что вы должны делать как родитель:

✓ Устанавливайте ограничения и помните, что вы — родитель ребёнка, а не его друг.

✓ Обеспечьте детям то, что им нужно, а не то, что им хочется. Не бойтесь отказывать детям, если их желания расходятся с потребностями.

* Давайте здоровую пищу и ограничивайте снеки.

* Проводите час в день на природе.

* Ежедневно устраивайте семейный ужин без электроники.

* Играйте в настольные игры.

* Каждый день привлекайте ребёнка к делам (складывать бельё, убирать игрушки, развешивать бельё, разбирать сумки, накрывать на стол и т. д.).

* Укладывайте ребёнка спать в одно и то же время, не позволяйте брать в постель гаджеты.

✓ Учите детей ответственности и независимости. Не ограждайте их от мелких неудач. Это учит их преодолевать жизненные препятствия:

* Не складывайте и не носите за ребёнка ранец, не приносите ему в школу забытую еду / домашнюю работу, не очищайте банан для 5-летки. Учите их самостоятельно делать всё это.

✓ Научите терпению и дайте возможность свободно проводить время, чтобы у ребёнка была возможность заскучать и проявить свои творческие порывы.

* Не окружайте ребёнка постоянными развлечениями.

* Не подсовывайте технику как лекарство от скуки.

* Не поощряйте использование гаджетов за едой, в машине, в ресторане, в магазине. Пусть мозги ребёнка учатся самостоятельно разгонять «скуку».

✓ Будьте эмоционально доступны, учите детей социальным навыкам.

* Не отвлекайтесь на телефон, общаясь с ребёнком.

* Научите ребёнка справляться со злобой и раздражением.

* Научите ребёнка здороваться, уступать, делиться, сочувствовать, вести себя за столом и в разговоре.

* Поддерживайте эмоциональную связь: улыбайтесь, целуйте, щекочите ребёнка, читайте ему, танцуйте и играйте  с ним вместе!

Мы должны изменить среду, в которой мы растим и воспитываем наших детей, иначе мы вырастим целое поколение детей на таблетках! Ещё не поздно, но времени остаётся всё меньше…

По материалам статьи Виктории  Прудэй

ПОЧЕМУ ПОДРОСТОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ (Советы педагога-психолога)

 Поговорим о мотивации учиться у подростков. А честнее сказать, о снижении желания учиться.
 Многие родители замечают, что после 11-12 лет у детей значительно падает интерес к школьному обучению.
Безусловно, есть дети у которых, как говориться и не было никогда желания учиться, но сейчас не о них, там есть своя специфика.
 Сегодня поговорим о тех, кто в начальной школе выполнял задания, имел интерес к некоторым предметам больший чем к остальным, считал мнение учителя самым важным и «вдруг» в средней школе решил, что учиться не обязательно.
 Родители начинают бить тревогу «как заставить делать уроки’, «как быть, если прогуливает школу», «как договариваться, если обесценивает педагогов»?
 Эти и другие вопросы тревожат родителей подрастающих молодых людей.
Подросток — это уже не ребёнок, он уже не следует прямым просьбам взрослого, потому что начинает анализировать информацию.
 Мозг подростка работает практически как мозг взрослого за одним исключением. После 12 лет главенство над поведением берёт на себя гормональная регуляция, которая осуществляется гипотоламо-гипофизарной системой.
 Эти процессы обусловливают перестройку тела, появление вторичных половых признаков и подростку в этот период важнее настроить отношения с ровесниками, нежели направить энергию на учёбу.
Это нормально, что снижается желание учиться, а вот что важно взрослому, родителю.
Помнить, что подросток — этот тот же ваш малыш, что и раньше, просто вырос.
Ваш подросток нуждается в большем вашем участии, чем когда он был трёхлеткой, хотя поведение похоже.
 Посмотрите на себя, задайте себе вопрос, кто в вас, взрослой маме и папе начинает кричать или распекать вашего подростка?
Скорее всего, вы «услышите» голос своей мамы или своего папы, которые распекали вас, когда вы были подростком.
Вспомните а чего вам тогда хотелось на самом деле?
 Взрослому важно быть в контакте со своим подросшим ребёнком.
Важно учиться любить своего взрослого сына или дочь, они нуждаются в вас не как в менторах, из серии  — » или учись, или  вырастешь дебилом», а как в принимающих, чувствующих взрослых, уважающих их интересы и соблюдающих их границы.
 При правильном проживании возраста от 11 до 14 лет, мотивация к познанию потихоньку вернётся к 15-16 года́м.
А ещё, в 100% даже у 12 летних интерес к обучению не пропадает совсем, остаются всегда интересы, просто они, эти интересы могут не совпадать с нашими воззрениями.
Резюме: подросток — почти взрослый, но в душе маленький, бунтующий, боящийся человечек, ему важен устойчивый взрослый, а не психующий перезрелый «подросток -родитель», с непроработанными внутренними установками.
Моя рекомендация родителям — взглянуть на себя, переосмыслить поведение и найти внутренние ресурсы для помощи своему ребенку!

Желаю взаимопонимания с детьми!

Советы учителя- логопеда родителям будущих первоклассников

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

   У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.

Родителям следует обратить внимание на следующее:

  1. 1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки.

  1. 2. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

  1. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

  1. 4. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

  1. 5. Состояние словарного запаса

 В  словаре  6-7-летнего  ребёнка  должно  быть  около  2000  слов,  причём  среди  них  представлены  все  части  речи.  Если  вы  хотите,  чтобы  речь  вашего  ребёнка  отвечала  возрастной  норме,  а  словарь  был  достаточно  богатым,  старайтесь,  во-первых,  сами  говорить  правильно,  во-вторых,  больше  времени  находить  для  общения  с  ребёнком,  а  в-третьих,  заниматься  с  ним.

  1. Состояние связной речи

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.

    Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам

А также:

Развитие мелкой моторики — Часто  обучение  письму  вызывает  у  детей  наибольшие  трудности,  проблемы.    Для  того    чтобы  избежать проблемы,  нужно  решить    вопрос  с  готовностью  к  письму  непосредственно  руки. Лепка из пластилина замечательно  воздействует  на    мелкую  моторику.  Такие  упражнения,  как  застёгивать  и  расстёгивать  пуговицы,  пришивать  их,  пытаться  оторвать  (но  только  без  ущерба  для  одежды,  на  специальном  материале).  Полезно  развязывание  узелков  на  шнурках,  раскрашивание,  рисование  (фломастеры  не  рекомендуются),  графические  упражнения  (штриховка),  нанизывание  бус, бисероплетение,  собирание  пазлов,  мозаики.

Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).

Если ребенок читает:

    Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Надеюсь, что все перечисленное выше

у вашего ребенка на «5+»

Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное — своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.

В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения).

В группу риска попадают следующие учащиеся:

— Если ребенок левша.

— Если он – переученный правша.

-Если ваш ребенок посещал логопедическую группу.

-Если в семье говорят на двух и более языках.

-Если ребенок слишком рано пошел в школу.

-Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

-Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).

-Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков).

У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок, логопедическими ошибками считаются:

-Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о).

— Пропуски букв, слогов.

-Недописывание, наращивание слов.

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:

— Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

— Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости. Если малыш уже претерпел школьные неудачи – двойки по русскому языку, жесткие требования учителя, насмешки одноклассников и у него сформировался устойчивый страх перед письмом, то преодоление этой проблемы потребует от вас особенно бережного внимания и кропотливого труда. Создайте дома щадящие условия – никакого постоянно работающего телевизора или громко играющего магнитофона. Навязчивый звуковой фон в квартире приучает ребенка отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое внимание, которое так важно формировать у школьника с нарушениями письма. Просмотр телепередач ребенком следует исключить полностью, лучше заменить их дисками, которые вы можете предварительно просмотреть сами и убедиться, что в их содержании нет ничего невротизирующего, возбуждающего, не соответствующего возрасту. Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.

Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.

Во время дистанционного обучения все рекомендации школьного педагога-психолога вы можете получить на личном сайте (по ссылке) в разделах «Учебные материалы» и «Видеоматериалы». Есть возможность обратной связи.  https://педагогический-ресурс.рф/id2089404



Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей — 8-800-2000-122 — работает во всех регионах Российской Федерации

Подробная информация на сайте: telefon-doveria.ru

docx
Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся..docx
doc
Советы психолога при подготовке к ГВЭ и ЕГЭ. Подготовка к экзамену. Полезные приемы при подготовке. Советы родителям. Организация занятий..doc
pdf
Положение о социально-психологической службе..pdf

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов